четверг, 15 октября 2015 г.

Хлеб всему голова



Проект «Хлеб- всему голова»

Автор проекта: воспитатель МКДОУ д/с № 504 Мешкова О.А.

Актуальность
В нашей стране относились к хлебу всегда по-особенному.
Хлеб - посол мира и дружбы между народами, остается им и ныне. Изменяется жизнь, переоцениваются ценности, а хлеб-батюшка, хлеб-кормилец остается самой большой ценностью. С хлебом провожали на фронт, с хлебом встречали вернувшихся с войны, хлебом поминали тех, кто уже никогда не вернется. У каждого свой хлеб. Каждый по-своему помнит, воспринимает и ценит его. Но есть для всех без исключения одно общее: хлеб - это жизнь. Наш народ хлебосолен. Хлеб на праздничном столе всегда стоит на почетном месте. Дорогих гостей встречают хлебом-солью.

Как же научить уважать хлеб? О хлебе и отношении к нему этот проект.

Вместе с ребятами подготовительной группы мы  проследили весь путь хлеба: от зернышка до нашего стола, увидели разнообразие хлебобулочной продукции. Основным методом является исследовательская работа, в ходе которой дети сами проводят исследование, с помощью взрослого обрабатывают результаты и представляют их в виде рисунков, фотографий, презентаций. Осуществляя проект, участники учатся пользоваться различными источниками и способами получения информации. В ходе работы над проектом формируются коммуникативные навыки, умение работать в команде.

Предлагаемый проект рассчитан на дошкольный возраст.
Участники проекта: воспитатели группы, дети подготовительной группы, родители.
Цель: сформировать у детей представление о ценности хлеба.

Задачи:
Расширить знания у детей о значении хлеба в жизни человека.
Систематизировать знания о труде хлебороба, комбайнера, тракториста, пекаря, агронома (последовательность выращивания хлебных злаков, процесс приготовления из муки хлеба.
Показать значимость сельскохозяйственной техники
Показать, каким трудом добывается хлеб для народа и каждого из нас.
Воспитывать бережное отношение к хлебу, чувство благодарности и уважения к людям сельскохозяйственного труда.
       

Предшествующая работа: знакомство с картиной И.И. Шишкина «Рожь», Т.Яблонская «Хлеб», рассматривание серии сюжетных картин «Урожай»,
предметных картинок «Хлебобулочные изделия», «Зерновые культуры», беседа о бережном отношении к хлебу, разучивание стихов, пословиц, поговорок.
Ожидаемые результаты:
• сформировать у детей представления о ценности хлеба
• получить знания о том, как выращивали хлеб в старину, и как это происходит сейчас, донести до сознания детей, что хлеб – это итог большой работы многих людей;
• воспитывать интерес к профессиям пекаря, комбайнера и к труду людей, участвующих в производстве хлеба;
• воспитывать бережное отношения к хлебу.
 Разработка проекта: донести до участников проекта важность данной темы. Создать развивающую среду: подобрать материал, атрибуты для игровой деятельности, дидактические игры, иллюстрации.
Подобрать материал для продуктивной деятельности.
Планируемый результат: знание детей информации о злаковых культурах;
понимание детьми ценности и пользе хлеба;
знание детей о производстве хлеба;
умение детей применять трудовые навыки;
понимание детьми важности труда хлебороба;
умение организовывать сюжетно-ролевые игры на основе имеющихся знаний о хлебе и его происхождении;
проявление заботы и уважение к труженикам села, бережного отношения к хлебу.
Методы исследования:
• сбор информации;
• беседы;
• наблюдения;
• экскурсия;
• эксперимент
• анализ.
Интегрируемые области:
• коммуникация;
• чтение художественной литературы;
• художественное творчество (лепка, рисование, аппликация);
• познание;
• социализация.

Коммуникативная:
Беседа о культуре поведения за столом, бережном отношении к хлебу. Разработать правила обращения к хлебу. Беседа «Терпение и труд все перетрут», «О правильном обращении с электроприборами», выпекание хлебобулочных изделий из соленого теста.  
1. Беседы:
«Как хлеб на стол пришел»;
«Какой бывает хлеб»;
«Как испечь хлеб дома»;
«Берегите хлеб».
проговаривание скороговорок о хлебе.
Бублик, баранку, батон и буханку пекарь из теста испек спозаранку.
Петр в печке пек печенье, да перепек всю выпечку.
Хорош пирожок - внутри творожок
Саша любит сушки, Соня - ватрушки
Лежал Ваня на печи, кушал Ваня калачи.
Чтение художественной литературы о хлебе.
М.М. Пришвин «Лисичкин хлеб», М. Глинская «Хлеб»,Л.Кон «Пшеница», «Рожь» (из «Книги о растениях»,  сказки: «Легкий хлеб», «Крупеничка», «Крылатый, мохнатый, да масляный», «Колосок»; В. Дацкевич «От зерна до каравая», К. Чуковский «Чудо – дерево», «Булка», В. Ремизов «Хлебный голос», Я. Аким «Хлеб», Т. Шорыгина «Ломоть хлеба», Д. Хармс «Очень-очень вкусный пирог», И. Токмакова «Что такое хлеб», Н. Самкова «О хлебе»,П. Коганов «Хлеб - наше богатство», загадки, скороговорки, пословицы, поговорки, приметы о хлебе.
Совместный подбор пословиц и поговорок о хлебе:
Будет хлеб, будет и обед
Пот на спине, так и хлеб на столе
Без соли невкусно, а без хлеба несытно
Хлеб- дар божий, отец, кормилец.
Не удобришь рожь, соберешь хлеба на грош
Покуда есть хлеб, да вода- все не беда
Без хлеба всё приестся
Дожили до клюки, что ни хлеба, ни муки
Разговором сыт не будешь, если хлеба не добудешь
Без хлеба и мёдом сыт не будешь
Без хлеба и у воды жить худо.

Художественное творчество (рисование, лепка, аппликация):
1. Рисование хлебных полей, людей, выращивающих хлеб, рассматривание картин и иллюстраций о хлебе.
2. Лепка из соленого теста хлебобулочных изделий с детьми для сюжетно- ролевых игр.
3. Составление узоров и рисунков из круп.
4.Коллаж «Что можно сделать из муки?»,
5. Конструирование из бросового материала «Мельница»,
6. Изготовление тряпичной куклы «Крупеничка».
7. Составление букетов из листьев, колосков.    
8. Раскрашивание альбомов для раскрашивания, составление узоров и рисунков из круп, выкладывание орнамента из круп, зерен.           
9. Изготовление пальчикового театра к сказке «Колосок», атрибутов и декораций к сказке «Путешествие колобка», изготовление визитной карточки музея «Хлеб всему голова».

Познание
Наблюдения и рассматривание альбомов и иллюстраций  И.Шишкин «Рожь», И.Машкова «Снедь Московская. Хлеба».
Подбор иллюстраций о сельскохозяйственных машинах; репродукций картин русских художников на заданную тему;
 Просмотр диафильма «От зерна до каравая». Знакомство с профессиями: агроном, комбайнёр, мукомол, пекарь.
Экологическая игра «Что за чем», опыт с вертушкой (взаимосвязь между ветром и вращением-ветряная мельница), д/и «Откуда хлеб пришел», «Что было бы если…», «Родственные слова», «Раз, два, три-сказка выходи».

Опыты: «Вершки-корешки», «Перемалывание зерен через мельницу»,

Социализация

Сюжетно-ролевая игра: «Булочная», «Кулинария».
Дидактические игры:
«Что из какой муки испекли»;
«Что сначала, что потом»;
«А какой он, хлеб»;
«Кто больше назовет хлебобулочных изделий»;
«Назови профессию».
д/и «Откуда хлеб пришел»,
«Что было бы если…»,
«Родственные слова».
 Театрализация русской народной сказки «Колосок».


Исследовательская деятельность
Экскурсия на хлебозавод, в пекарню, на кухню («Как готовится тесто»), в хлебный магазин. Рассматривание и сравнивание зерен (ржи, пшеницы, ячменя, овса).
Опытно – экспериментальная деятельность:
Превращение зерна в муку (ступка, кофемолка).
Выращивание семян (ржи, пшеницы, ячменя, овса).
Замешивание теста и выпечка хлеба и хлебобулочных изделий  в домашних условиях .
 Взаимодействие с родителями
1. Предложить детям вместе с родителями найти и выучить стихи, пословицы и поговорки о хлебе.
2. Выпуск газеты «Хлеб - наше богатство».
3. Кулинарная книга «Рецепты бабушек и мам».
4. Замешивание теста и выпечка хлеба и хлебобулочных изделий.  
5. Чаепитие с родителями (с хлебобулочными изделиями).
5. Театрализация русской народной сказки «Колосок».


Презентация проекта «Хлеб – всему голова».

Результат
1.Рисунки хлебных полей и хлебобулочных изделий.
2.Аппликация: «Колосок», аппликация  сельхозтехники
3.Выпечка из соленого теста хлебобулочных изделий..











Конспект НОД  в подготовительной группе   «Откуда хлеб пришёл»

Программные задачи: Дать детям понятие, что хлеб является ежедневным продуктом. Рассказать откуда берётся хлеб, как его делают, кто его растит и печёт. Воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу.

Предварительная работа: знакомство с поговорками о хлебе, рассматривание хлебобулочных изделий в хлебном магазине (экскурсия в хлебный магазин), чтение стихотворений Д.Кугультинов «Кусок хлеба», Х.Мянд «Хлеб», К.Кубилинскас «Снопы», рассказ Э.Шим «Хлеб растёт».

Оборудование: предметные картинки, тарелка с мукой.
Обогащение словаря:  чёрствый, ароматный, аппетитный, хлебозавод

Ход занятия

1. Ребята, что вы сегодня в детском саду ели на завтрак? (Рисовая каша, батон с маслом и сыром, чай).
А вчера? (Омлет, хлеб, чай).
 А что было на обед? (Борщ, вермишель с котлетой, компот , хлеб)
 Ребята, меню всё время меняется, а какой продукт постоянно на столе и утром и вечером?
Правильно, каждый день у нас на столе и в детском саду и дома хлеб.
Ребята, а вы любите хлеб?
Какой хлеб вы любите?
Какие хлебные продукты вы знаете?
Из чего замешивают тесто?
Из чего получают муку?
Как называются колоски, из которых получают зерна для муки?( Пшеница, рожь, ячмень, овес).
Где покупают хлеб?
Чем покрыт хлеб снаружи? (Корочкой)
Что у него внутри? (Мякиш)
Какой формы бывает хлеб? (Прямоугольный, овальный, круглый)

2.Давайте с вами подумаем и назовём много слов, каким бывает хлеб?
(Вкусный, мягкий, чёрствый, белый, горячий, свежий, ароматный, аппетитный).

 3.Хлеб бывает разный, но он очень вкусный  полезный.
Ребята, а кто знает, откуда к нам хлеб пришёл? 
А, как он в магазин попал?  (Рассматривание картинок  на слайдах по порядку).
Сначала зёрнышко хлеба сажают в землю специальными машинами, сеялками. Потом вырастают вот такие колоски.  Зёрна собирают машины и отвозят на мельницу. Там зёрна перемелют в муку.   Из этой муки на хлебозаводе (завод, где пекут хлеб) пекут хлеб, булки.

4. Ребята, а кто из вас видел дома, как мама делает тесто?  (Мука, вода)
Посмотрите, какие нужны компоненты: соль, вода, яйца, мука, сахар, дрожжи.
Давайте их назовём.
 Когда тесто замешано его кладут в форму и ставят в печь. Когда хлеб готов,
его грузят в машины и везут в магазин.  Ребята, а что ещё пекут из муки?  (Булки, батоны, пирожки, пирожные, пряники, сушки и т.д.).

5.Дидактическая игра: "Сложи правильно"
 Цель: разложить и объяснить карточки в правильной последовательности. «Как хлеб на стол попадает».

6.Лепка из соленого теста хлебобулочных изделий и выпекание их на кухне в детском саду.


Экскурсия на кухню

Цель: познакомить детей с технологией приготовления булочек в больших количествах.
Задачи
1.  Показать детям, как повара готовят булочки
2.  Помочь ребятам понять, что и здесь многое зависит от уже знакомых им живых организмов — дрожжей.

Организация детей: они стоят на кухне группой или проходят мимо кухонного оборудования, если это возможно.

Виды деятельности: экскурсия, развитие речи, ознакомление с кухонным оборудованием, наблюдение, социализация личности детей.

Методические рекомендации: педагог строго следит за соблюдением правил безопасности.

Дети идут на экскурсию на  кухню в детском саду, когда там выпекаются изделия из теста. Дети прослеживают  весь процесс приготовления булочек— от замеса теста до вынимания горячих булочек из печи. Кухонные работники, по предварительной договоренности с воспитателем, комментируют ход работы, объясняют назначение незнакомых для детей предметов и агрегатов.

Воспитатель. Видите, ребята, вам приготовили булочки таим же способом, как вы делали это сами, но уже не в кастрюлях, а в чанах. И помогают поварам  в этом умные машины- печи  . Вот так повар и помощники работают каждый день, чтобы вы всегда были сытыми. Вкусно они готовят? Вам нравится?

Дети отвечают.

Давайте поблагодарим всех за то, что показали нам, как они работают, и за то, что каждый день готовят для нас очень вкусно.

Дети благодарят работников кухни и уходят.




Комментариев нет:

Отправить комментарий