четверг, 6 февраля 2014 г.

Перечень игр и игровых приемов для развития творческих способностей детей 5-7 лет в условиях детского сада

Перечень игр и игровых приемов

для развития творческих способностей детей 5-7 лет

в условиях детского сада



Игры и игровые приемы

Краткое описание игровой деятельности



Приемы развития пространственного мышления.

Фантазирование. Обсуждение идей.



Путешествие в удивительную страну «Вообразилию»

Цель: знакомство детей с правилами поведения и взаимодействия на занятиях.

Формирование интереса к занятиям.


«Чудо-сундучок»: дети угадывают на ощупь, что это: игрушка, цветок, подсвечник, перчатки, клубок ниток. Дети с закрытыми глазами достают из сундучка различные предметы: часы, копилка, и т.п. После угадывания, дети рассматривают предмет. Описывают его, называя основные признаки: цвет, форма, величина, материал и свойства (для чего используется).



Творческая работа «Фигуры».

Дети на карточках дорисовывают образы.

Дорисовывание линий











Дети дорисовывают образы



Творческая работа «Кляксография»

Перед игрой изготавливают для каждого кляксы: на середину листа выливается немного гелевой краски  нескольких цветов и лист складывают пополам. Затем лист разворачивают и теперь можно играть. Дети  по очереди говорят, какие предметные изображения они видят в кляксе или её отдельных частях. Чтобы образ получился законченным, дети дорисовывают необходимые детали пальчиками.

Путешествие в «Фигурный город».

Перед детьми лежит множество вырезанных бумажных треугольников, квадратов и овалов. Игра-путешествие начинается с того, что дети одевают «сказочные» треугольные или квадратные, или овальные  очки, и оказываются в воображаемом треугольном или квадратном, или овальном  городе. Здесь все предметы, дома, машины, деревья, цветы, даже люди – треугольные или квадратные, или овальные.

«Мозговой штурм»

Перед детьми лежит множество вырезанных бумажных треугольников, квадратов и овалов.

Что вы «видите» в треугольных (квадратных, овальных) очках вокруг себя? Дети фантазируют и называют различные объекты.

Творческая работа: аппликация выбранного образа

(или образов) из геометрических фигур.

Дети моделируют картинки из геометрических фигур.



Приемы развития креативности и ассоциативного мышления



Осень в стране «Вообразилия».

Цель: развитие креативности (оригинальности, нестандартности мышления)

Обсуждение примет-признаков осени. Рассматривание листочков разных деревьев. Определение изменившихся признаков: изменился цвет, свойства - стали сухие, хрупкие.

Игра-ассоциация: на что стали похожи листья?

Дети называют различные предметы, опираясь на признаки:

    желтые как солнце, цыпленок, яблоко;

    красные  как роза, помидор, звездочка;

    сухие  как высушенные цветы, страница книги;

    хрупкие как стекло

  

Творческая работа «Листопад в Вообразилии».

Задание: сделать открытку- аппликацию листьев, но выбрать несуществующий в реальной жизни цвет листьев и неба. Дети подбирают из цветной бумаги фантастический цвет для листьев, затем восковыми мелками рисуют небо (в полосочку, горошек, клеточку и т.д.)



Игра «Что на что похоже?»

Цель: закрепление навыков выделять различные признаки предметов: цвет, форма, величина и их свойства.

В «чудо-сундучке» спрятаны разные игрушки. Чтобы узнать, какие игрушки там находятся детям предлагается игра «Что на что похоже» 2 человека (отгадчики) выходят за дверь, а остальные участники игры достают из чудо-сундучка одну игрушку. Этот предмет будет сравниваться. Отгадчики заходят и ведущий начинает: "То, что мы достали из чудо-сундучка похоже на ..." и даёт слово тому, кто первый нашел сравнение и поднял руку: Например, бант может быть ассоциирован с цветком, с бабочкой, винтом вертолета, с цифрой "8", которая лежит на боку. Отгадавший выбирает новых отгадывальщиков и предлагает следующий предмет для ассоциации

Раскрашивание картинок

Детям предлагается раскрасить картинки необычными способами (цифрами, буквами)

Сюрреалистическая игра «Какого цвета мой смех?»

Цель: расширение стереотипных границ сознания, свобода самовыражения.

Рисунок в несколько рук. Первый участник игры делает первый набросок, изображает какой-то элемент своей идеи. Второй игрок обязательно отталкиваясь от первого наброска делает элемент своего изображения и т.д. до законченного рисунка. Обсуждение творческих воплощений и полученной коллективной работы.

Творческая работа «Какого цвета мой смех?»

Дети надевают карнавальные маски, в руках – светящиеся фонарики, и отправляются в путешествие в  удивительную страну «Вообразилию». В этой стране происходят чудеса. Например, можно не только услышать, но и увидеть свой смех. Под звуки веселой мелодии дети выполняют творческое задание – нарисовать … свой смех. На лист бумаги наливается два цвета гелевой краски. Руками и пальчиками рисуется картинка (или несколько картинок, ведь воображение остановить невозможно)

Игра-лепка «Чудо-юдо».

Дети выбирают по 2-3 картинки с различными изображениями. Описывают их признаки и особенности и далее выбирают одно из животных, к которому добавляются признаки и особенности от других. Например, верблюд приобрел крылья бабочки, удав стал с рыбьим хвостом и плавниками. Далее дети из пластилина лепят то, что придумали





Приемы развития системного мышления



Игра «Магазин игрушек»

Дети разделяются на две команды: игрушки и покупатели. Педагог – продавец. Детям первой команды раздаются игрушки: машинка, кукла, пирамидка и т.д Они становятся игрушками в магазине. Другим детям раздаются картинки с изображением различных предметов. Покупатели приходят в магазин покупать игрушки. Например, ребенок с рисунком гитары хочет купить неваляшку.  Продавец спрашивает: чем предмет на его картинке похож на игрушку. Если ребенок находит общие признаки, то он покупает себе игрушку.

     Игра не только закрепляет полученные знания о признаках и свойствах различных объектов, но и учит анализировать, описывать окружающие предметы, находить у них общее.

Творческая работа «Коллаж».

Цель: развитие операций мышления: классификация, обобщение, оригинальности мышления.

Дети составляют из картинок и вырезок композиции, придумывают оригинальные названия

Игра «Журнальный киоск»

Дети выбирают разнообразные картинки из журналов и «покупают» их, называя их общие признаки и свойства.

Театрализация «Сказка».

Цель: развитие системного мышления, творческого самовыражения.

Дети выбирают и перевоплощаются в сказочного героя. Первый ребенок начинает сказку, рассказывая о своем герое: кто он, какой, что умеет делать, где живет и т.д. (описывая признаки и свойства). Ведущий помогает дополнить сюжет спонтанными и неожиданными ситуациями или приключениями. Далее выступает следующий сказочный герой, который встречается при необычных обстоятельствах с предыдущим героем и может стать его другом, если назовет их общие свойства или качества. Сказка продолжается, пока не примут участие все дети. Затем придумывается конец. Что произошло, чем закончилась сказка.





Приемы развития диалектического мышления, преодоление стереотипных барьеров



Игра "Хорошо - Плохо"



Для игры выбирается объект безразличный ребенку, т.е. не вызывающий у него стойких ассоциаций, не связанный для него с конкретными людьми и не порождающий эмоций. Ребёнку предлагается проанализировать данный объект (предмет) и назвать его качества с точки зрения ребенка положительные и отрицательные. Необходимо назвать хотя бы по одному разу, что в предлагаемом объекте плохо, а что хорошо, что нравится и не нравится, что удобно и не удобно. Например: карандаш.

- Нравится, что красный. Не нравится, что тонкий.

- Хорошо, что он длинный; плохо, что он остро заточен - можно уколоться.

- Удобно держать в руке, но неудобно носить в кармане - ломается.

Игра «Как мне повезло…»

Как мне повезло, - говорит подсолнух, - я похож на солнце.
Как мне повезло, - говорит картошка, - я кормлю людей.
Как мне повезло, - говорит береза, - из меня делают ароматные веники.

Дети по цепочке заканчивают фразу.

    Знакомство с Морфологическим анализом

«Сказка о бабочках».

Цель: знакомство детей с основами Морфологического анализа

Детям рассказывается сказка: плоскостной театр. Белые бабочки летят в страну «Вообразилию» и преобразуются путём изменения значения сенсорных признаков  (цвет, размер).

Базовые вопросы для активизации системного мышления детей:

    С какими цветами повстречались бабочки? (развитие наблюдательности)

    Какими стали? Как изменились? (сравнение)

    На что похожи по этому признаку? Что бывает такое же? (развитие ассоциативного мышления)

    Кто и что еще может менять свой размер в реальном мире? (развитие осведомленности, кругозора)

Творческая работа «Ладошки».

Цель: закрепление усвоенных сенсорных эталонов с усложнением: добавлением (цвет, форма).

Дети обводят свою ладошку, располагая пальцы по своему замыслу и фантазируют, создавая образы (человек, принцесса, клоун, собачка, лошадка и т.д.) Обсуждение творческих идей.



    Знакомство с Фокальным анализом

«Встреча друзей».

Цель: знакомство детей  с Фокальным анализом.



В «Чудо-сундучке» находятся игрушки, которые, встречаясь друг с другом обмениваются каким-либо свойством, приобретая новые оригинальные свойства. Объяснение правил обмена признаками. Например, встретилась игрушечная лошадка на колесиках с домиком. Свойство лошадки: ездит на колесиках. Свойство домика: в нем живут куклы. Игрушки обмениваются своими признаками. Теперь домик ездит на колесиках, а лошадка выполняет функцию домика.

Вариант 2: Дети выбирают в чудо-сундучке не игрушки, а вырезанные картонные контуры различных предметов и объектов, которые можно обводить и дорисовывать самим новые приобретенные признаки. Получаются замечательные креативные рисунки, которые затем дети раскрашивают.

Игра «Магазин игрушек-2»:

Дети покупают в магазине по две игрушки. Называют свойства игрушек. Обмен свойствами.

Творческая работа «Новые игрушки»

Дети рисуют придуманные новые игрушки с приобретенными оригинальными свойствами. Обсуждение творческих идей.

Игра «Чудесные превращения»

Дети наугад выбирают 2-3 объекта, называют признаки или значения признаков (не менее 4-х) для каждого объекта. Далее, переносят названные признаки или значения признаков поочередно на другой, находящийся как бы в фокусе, объект. Поочередно обсуждается каждое сочетание: фокусный объект + признак одного из объектов. Например, фокусный объект кукла Барби + объекты с признаками: шарик (надувается), фонарик (светит), ручка (пишет). В результате кукла Барби обладает новыми свойствами (надувается, светится в темноте, пишет).



Творческая работа «Изобретатель»

Продуктивная деятельность. Дети рисуют или лепят новый образ.



Знакомство с типовыми приемами фантазирования.



1 .Уменьшение-увеличение

Игра-беседа

Ребенку говорят: "Вот тебе волшебная палочка, она может увеличивать или уменьшать все, что ты захочешь. Что бы ты хотел увеличить, а что уменьшить?"
- Пусть руки на время станут такими длинными, что можно будет достать с ветки яблоко, или поздороваться через форточку, или достать с крыши мячик, или, не вставая из-за стола, выключить телевизор.
- Если деревья в лесу уменьшатся до размеров травы, а трава до размеров спички, тогда легко будет искать грибы.
- Если ребенку трудно дается самостоятельное фантазирование, предложите пофантазировать совместно, задайте ему вспомогательные вопросы.

- Что будет, если у нас удлинится на время нос?
Предложите ребенку сказать, что произойдет хорошего, а что плохого, если мы что-то будем увеличивать или уменьшать. Кому будет хорошо, а кому плохо? Это уже нравственный анализ ситуации.

- Скажи, что будет хорошего и что плохого тебе лично и другим, если волшебник увеличит тебя в 10 раз?
Если ребенку будет трудно догадаться, помогите ему дополнительными вопросами:
- Какого тогда ты будешь размера?
- Согласись, было бы здорово, если можно было менять свой рост по своему желанию. Например, ты опаздываешь в садик: увеличил длину ног или частоту шагов и быстро дошел до садика, а потом сделал ноги нормальной длины. Или другой случай. Надо перейти через реку, а моста поблизости нет. Нет проблем!

Игра  «Встреча с Волшебниками Размера и Наоборот».

Дети знакомятся со сказочными персонажами: Волшебник Размера меняет размеры всех объектов и персонажей. А Волшебник Наоборот меняет свойства и признаки всех объектов и персонажей наоборот. Например, Волшебник Размера уменьшил Волка и увеличил Зайца. Что произойдет в новой сказке? Волшебник Наоборот превратил Кащея Бессмертного в доброго, а Василису – в злую Василису Непрекрасную. Дети фантазируют и предлагают различные версии развития сказочных событий.

Творческая работа. «Превращение»

Дети придумывают любой объект и превращают его в другой с помощью изменения его размера.

2. Использование предметов необычным способом

Игра «Мозговой штурм»: необычное использование обычных предметов

Дети выбирают несколько предметов, например, газета, ключ, часы, карандаш. Далее по цепочке передают их друг другу и называют как можно необычным способом использовать их.

«Новая сказка»

Дети выбирают героев сказок и исключают у них какое-либо свойство (например, Баба-Яга без избушки-на курьих ножках или Кот без сапог. Сочиняем новую сказку по цепочке придумывая сюжет и действия героев.

Коллективное рисование своих героев и сказки

Дети рисуют тех героев и сказку, которую они придумали

3. Одушевление

Игра «Я дарю тебе…»

Дети передают по цепочке друг другу игрушку или мячик со словами «Я дарю тебе…» Предлагается придумать нестандартный оригинальный подарок (можно подарить целый мир).

Творческая работа-игра «Ожившая картинка».



Педагог: Вы получили замечательный дар, все, что вы нарисуете - оживает! Что бы вы нарисовали? Дети фантазируют. Рисуют свои фантазии.

Рассказывание историй.

«Ожившая картинка»

4. «Поиск общих признаков у случайных объектов»

Игра «Как хорошо…»

Дети находят «хорошие» признаки объектов, описывают их

Игра с картинками (кукла-снег, облако-дверь и т.д.)

Дети находят общие признаки у объектов, описывают их

Игра в командах

Дети делятся на две команды, получают задание: найти как можно больше общих признаков у случайных объектов. Побеждает та команда, которая назовет большее количество общих признаков объектов.

5. «Исключение свойств»

Игра-разминка «Мозговой штурм»

А что случится, если… Объекты живой природы получают новые необычные свойства. Какие? Придумывают дети.

Игровое упражнение «Исключение свойств».



У сказочных персонажей исключаются некоторые их важные свойства.

Фантазирование. Перечислите свойства и качества человека, а потом одно-два свойства исключите и посмотрите, что получилось.
- Человек не спит.
- Человек не чувствует боли

Творческая работа: Фантастический рисунок

    Фантастическое дробление

Сочинение сказки. Рисунки сказочных персонажей разрезаются и складываются по желанию детей (Нос Буратино достается…Красная шапочка - … Сапоги-скороходы… ) Создается коллективный коллаж новых сказочных героев, начинается новая сказка с новыми чудесами.

Творческая работа: лепка


    «Машина времени»


У нас появилась машина времени! Вы в нее садитесь и можете путешествовать в ближнее и в дальнее прошлое любой страны, в ближнее и в дальнее будущее любой страны и быть там любое время. Но менять там ничего нельзя, можно только смотреть. Пока вы находитесь в прошлом или в будущем, жизнь на Земле протекает по своим обычным законам.


    «Домашний вариант»


Дети сидя дома, глядят в «Зеркало времени» или мысленно делают снимки «Фотоаппаратом времени» или «Кинокамерой времени» или «Волшебным глазом». Называете место и время и, пожалуйста, изображение готово.
- Что бы вы хотели посмотреть в прошлом?
- Какими были мама и бабушка, когда им было столько же лет, сколько вам сейчас?
- Как жили динозавры?
- Что бы вы хотели посмотреть в будущем?
- Кем я буду? Сколько у меня будет детей?
- Поговорить со своим будущим сыном.

Сочинение истории «Путешествие в прошлое».

Сочинение истории «Путешествие в будущее»

Рисунок

Творческая работа: аппликация





6. Изменение привычных отношений между сказочными героями.

Мозговой штурм.

«Что будет, если…»

«... дождь будет идти, не переставая»
«... люди научатся летать, как птицы»
«... собаки начнут разговаривать человеческим голосом»
«... оживут все сказочные герои»
«... из водопроводного крана польется апельсиновый сок»

Сочинение истории



Придумать сказку, в которой участвовали бы герои (различные картинки сказочных персонажей)

Творческая работа: коллаж из картинок.





7. Интеллектуальная эстафета: свободное фантазирование


Придумайте фантастическое растение.



    На одном растении одновременно растут все известные фрукты: яблоки, груши, апельсины, авокадо, ананасы, манго, кокосы.
- На одном растении растут все известные фрукты и овощи (помидоры и картофель, из листьев можно сделать табак, получить болеутоляющее лекарство и «средство красоты».


    Удивительный арбуз: внутри мармелад, а вместо семечек - леденцы. Это тоже возможно, только поливать его надо сладкой водой и медом.


    На одном дереве растут объекты живой и неживой природы.


    Цветок сделан из шоколада и никогда не отцветает, сколько его не ешь.

Творческая работа: коллаж из картинок.








Комментариев нет:

Отправить комментарий