четверг, 6 февраля 2014 г.

Проект "Зимующие птицы"

Тип проекта: информационно-творческий.


Участники проекта: дети старшей  группы, родители воспитанников, воспитатель группы.


Срок реализации проекта: краткосрочный (1 неделя).


Актуальность проекта: в современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир. В холодное время года перед зимующими птицами встают жизненно важные вопросы: как прокормиться. Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. . И мы, педагоги, совместно с родителями, должны научить воспитанников видеть это, пополняя представления о зимующих птицах, их повадках и образе жизни, создать условия для общения ребенка с миром природы.




Предварительная работа:


Поисковая работа по подбору иллюстрированного материала о зимующих птицах. Подбор игр с детьми. Чтение художественной литературы.


Цель: формирование знаний о зимующих птицах и ответственного, бережного отношения к ним.


Задачи:

1.Пополнить предметно-развивающую среду по теме проекта.

2.Расширить кругозор детей о зимующих птицах.

3.Способствовать развитию творческих и интеллектуальных способностей воспитанников.

4.Привлечь воспитанников и родителей к помощи птицам в трудных зимних условиях.




Реализация проекта осуществляется в три этапа:





Этапы реализации проекта:


I этап – подготовительный.

    Обсуждение цели, задачи с детьми и родителями.

    Создание необходимых условий для реализации проекта.

    Перспективное планирование проекта.

    Разработка и накопление методических материалов по проблеме.


II этап – основной (практический).

    Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приёмов по расширению знаний дошкольников о зимующих птицах.


III этап – заключительный.

    Оформление результата проекта в виде совместной поделки.

    Организация и участие родителей выставке «Лучшая кормушка для птиц».


Накануне выходных родителям сообщается тема недели, и даются рекомендации:


1. Пойти вместе с ребенком на прогулку в парк или на улицу, чтобы понаблюдать за птицами.

    Совместно с ребенком сделать кормушку.

    Подсыпая корм, развивать словарный запас ребенка.


2. Заучивать стихотворения о зимующих птицах.


3. Отгадывать загадки про зимующих птиц.


4. Рассмотреть зимующих птиц на иллюстрациях в книгах и журналах, принести книги в детский сад.


5. Рассматривая с детьми книги, поставила цель, что всю неделю будем говорить о зимующих птицах. С помощью детей составили план реализации проекта. Дети запланировали узнать о птицах из фильмов, энциклопедий, презентаций и т.д.





Содержание работы в процессе реализации проекта.


I. Игровая деятельность:

1.Дидактические игры.

2.Сюжетно-ролевые игры.

3.Театрализация.

4.Подвижные игры.

5.Упражнения на дыхание.

6.Упражнение на развитие мелкой моторики рук.



Дидактические игры «Один-много», «4 лишний», «Назови ласково», «Угадай птицу по описанию», «Счет птиц» «Чей хвост?», «Птички на кормушках», «Каких птиц зимой не увидишь» , «Кто как голос подает», «Подбери признак».

Настольно-печатные игры : «Домино» (птицы), «Лото» (птицы) , «Разрезные картинки» (собрать из частей птиц)

Сюжетно-ролевые игры «Птичий двор»

Подвижные игры «Птички – невелички», «Снегири», «Перелёт птиц», «Птички в    гнёздышках», «Совушка – сова».

Театрализованная игра: «Где обедал воробей?»



Упражнение на дыхание:

«Согреем птичку дыханием».


Упражнение на развитие мелкой моторики рук:
Пальчиковая гимнастика «Считалка для ворон», «Кормушка».


II. Познавательная деятельность:

1.Формирование целостной картины мира.

 Рассказать детям о зимующих птицах, объяснить причину их перелетов (перелетные, зимующие): учить отвечать на вопросы полными ответами, способствовать воспитанию заботливого отношения к птицам.



2. Беседы.

«Как живут наши пернатые друзья зимой»

«Кто заботится о птицах»

«Пользу или вред приносят птицы»

«Меню птиц»

«Как дети и родителями заботятся о птицах зимой»

«А можем ли мы помочь?»

«Что кушает воробей»

«Кормушки бывают разные».



3. Наблюдение за птицами зимой.


Цель: формировать представления о жизни птиц зимой; различать по внешнему виду, средой обитания, особенностями внешнего вида. формировать представление о добывании пищи зимующими птицами; воспитывать желание заботиться о птицах.


Задачи


1.Наблюдение за птицами, прилетающими к кормушке


2.Подсчитать число птиц.


Какие птицы обычно прилетают на кормушку? По утрам галдят воробьи. Небольшая стайка каждый день прилетает к кормушке. Часто прилетают синицы, но их немного. Возможен визит стаи голубей.


III. Решение проблемной ситуации.


«Что может произойти, если не подкармливать птиц зимой».





IV. Труд.


Изготовление кормушек, заготовка корма для птиц, кормление птиц.



V.  Коммуникация.





Заучивание и чтение стихотворений о зимующих птицах; чтение научно-популярной и художественной литературы по теме; обсуждение пословиц, поговорок, отгадывание загадок; рассматривание иллюстраций с изображением зимующих птиц.
Чтение рассказов: И. Тургенева «Воробей»,  М. Горького  «Воробьишко»,  Н. Рубцова «Воробей» и «Ворона»,  В Сухомлинского «О чём плачет синичка», 

В. Звягиной «Воробей», С. А. Есенина «Поёт зима, аукает», Т. Евдошенко «Берегите птиц», «Зимние гости» Ю.Никонова. Составление рассказа-описания «Синичка» , «Снегирь».




VI. Художественное творчество:

1.Рисование.

«Моя любимая птичка», «Снегири на ветке»

2.Лепка

 «Ворона»,  «Гнёздышко», «Кормушка».

3.Аппликация.

Цель: учить передавать особенности строения, окраски снегиря приёмом силуэтного вырезания с дополнительными наклейками. «Снегирь», «Синица».

4.Оформление альбома: «Зимующие птицы».

5.Изготовление коллективной работы «Птицы на дереве»

6.Выставка в группе «Зимующие птицы», «Детские писатели о зимующих  птицах».


VII. Музыка:
Аудиозапись «Голоса птиц». Музыкально - дидактическая игра «Птицы и птенчики», муз. и сл. Е. Тиличеевой.


Конкретные ожидаемые результаты.

1.Расширение кругозора детей о зимующих птицах.

2.Улучшение предметно-развивающей среды: художественной литературой, фотографиями, иллюстрациями птиц, загадками, презентацией «Зимующие птицы»

3.Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.

4.Активное участие воспитанников и родителей к помощи птицам в трудных зимних условиях.

Список литературы:



1.Николаева С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. М., 2002.

2.Николаева С.Н. Эколог в детском саду. М., 2003.

3.Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду.

4.Маханева М.Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста. М., 2004.


5. Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. Москва, 2004.


6. О. А. Воронкевич. Добро пожаловать в экологию. Часть 2. Санкт-Петербург, 2004.


 7. Бондаренко Т. М. Комплексные занятия в подготовительной группе детского сада. Воронеж, 2007г.


8. Птицы России: школьный словарик. Москва, 2010.


9. http://www.razumniki.ru/stihi_pro_odegdu_obuv.html


10. http://www.litera.ru/stixiya/authors/esenin/poet-zima-aukaet.html


11. http://lit.peoples.ru/poetry/nikolay_rubtsov/poem_22640.shtml


12. http://www.razumniki.ru/stihi_pro_zimu.html

   

Комментариев нет:

Отправить комментарий