пятница, 14 ноября 2014 г.

Проект «Лес и его значение в жизни человека»










Проект «Лес и его значение в жизни человека»

Одной из важнейших задач человечества является защита природы. Леса играют важнейшую роль в формировании состава атмосферы, ассимилируют вредные выбросы, участвуют в формировании климата планеты, оказывают значительное влияние на водообмен, помогают сохранить плодородность почв и ландшафты. Кроме этого, леса – место обитания огромного количества разнообразных деревьев, грибов, различных видов животных.
Программное содержание:
Закрепить знания детей о лесе как о сообществе множества растений и животных. Воспитывать у детей познавательный интерес, осознанное отношение к миру природы, правильное поведение. Развивать стремление, заботиться о нем и беречь его. Формировать умение узнавать и правильно называть лекарственные растения. Уточнить способы использования некоторых из них для лечения. Развивать у детей речевую активность, творческое воображение, наблюдательность, смекалку, эстетическую чуткость и восприятие красоты окружающего мира. Приучать к активному познанию и преобразованию окружающего мира на основе развития исследовательской деятельности. Воспитывать оптимистическое отношение к жизни и развивать эмоционально-чувственную сферу.

Паспорт проекта           
Вид проекта: «Информационно-творческий»
Продолжительность: краткосрочный - 7 дней
Участники: Дети подготовительной  группы, педагог, родители
Образовательная область: «Познание»   
Цель проекта:
Создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе проекта.
Актуальность:
Дети в недостаточной степени имеют представление о многообразии деревьев, грибов которые растут в наших лесах. О том, что грибы, как растения и животные, образуют самостоятельное царство живой природы. Грибы размножаются спорами, а не семенами, как растения и не цветут. Деревья (лес) очищают и увлажняют воздух, создают прохладу. Спиленное дерево - это строительный материал: из высушенных стволов делают доски, фанеру, мебель, игрушки, бумагу. Деревья растут медленно, поэтому их нужно беречь. Надо охранять деревья, заботиться о них.
Задачи проекта:
Обучающая:
- углублять и расширять знания по теме;
- называть основные (в данной местности, деревья, грибы; ягоды; лекарственные травы)
- сформулировать и употреблять имена существительных в родительном падеже множественного числа;
-учить составлять совместные рассказы с детьми на тему «Дерево, которое мне нравится», «Как я охраняю природу» и о впечатлениях детей от окружающей природы
- сформулировать правила поведения в лесу.
Развивающая:
- проанализировать и применить полученные знания, на практике в решении поставленных задач;
-учить «видеть и слышать» прекрасное в природе
- использовать сенсорную информацию, полученную ранее,  активизировать память, операции мышления (сравнение,  классификация,  анализ, синтез,  включать  творческое воображение)
- обобщать главные признаки грибов  ; ягод;  деревьев, лекарственных растений; сравнивать их особенности, выделять основные части;
- действовать сообща со сверстниками, проявлять коммуникативные умения, отличать съедобные и не съедобные грибы, называть их, рассказывать об отличительных признаках;
- использовать активный словарь (названия, признаки, действия, накопленных при изучении темы.
Воспитательная:
- ребенок  должен  задуматься о бережном отношению к природе, о том, что деревья и грибы ,ягоды, образуют самостоятельное царство живой природы. Вызвать эмоциональное желание беречь всю природу.
Ход работы над проектом
Изготовление:
– альбомов по лексическим темам: «Деревья», «Грибы»; «Лекарственные растения»
– демонстрационный материал: «Деревья», «Съедобные и ядовитые грибы»; «Лекарственные растения»»
– создание картотеки: стихов, пословиц, пальчиковых игр, игр на общую моторику, физкультминуток, загадок по теме: «Лес», «Грибы»; «Ягоды»
– составление кроссвордов о деревьях, грибах, ягодах
– изготовление картотеки дидактических игр «Лес»
– Заготовка материала для наблюдений, и изготовления поделок: (мох, грибы, ветки ели и сосны, ягоды, шишки ели и сосны, березовый гриб) .
- Изготовления гербария.



Чтение художественных произведений.
- Чтение произведений: В. Сутеев «Под грибом», В. Катаев «Дудочка и кувшинчик»,  А.Лопатина «Жизнь дерева», «Липкины дары», «Зелёная страна»,  Пришвин «Откуда стол пришёл», рассказы о животных леса «Берестяная трубочка», «Времена года», С.Маршак «Праздник леса», Дж.Родари «Чем пахнут ремёсла?», В.А.Сухомлинский «Кого ждала рябина», «Осенний клён», И.Токмакова «Разговор старой ивы с дождём», «Дуб»,  Л.Толстой «Дуб и орешник», К. Твардовский «Лес осенью», К.Ушинский «Спор деревьев», И.Бунин «Как подберёзовик свой дом искал», Е.Пермяк «Русские сказки о природе», Т.А Шорыгина «Деревья. Какие они?», А.Прокофьев «Берёзка», Н.Некрасов «Зелёный шум», И.Соколов-Микитов «Листопадничек», Е.Серов «1000 загадок», В.П.Маклаюх «Лекарственные  растения в народной медицине», В.Бианки «Синичкин календарь»,рассказы: «Лесная газета», «Оранжевое горлышко», «Лесные домишки», сказки «Лис и мышонок», «Чей нос лучше?», «Хвосты», Е.И.Чарушин «Болтливая сорока», «Ёж», «Волчишко», «Лисята»,  «Про зайчат», рассказ Е .Тимошенко «Ёлочки-метёлочки», русские народные сказки «Пузырь, соломинка и лапоть», «Теремок», К.Д.Ушинский «Берёза моя, берёзонька», «Дятел», Г.Ладошников  «Новый дом», З.Александрова «Птичья ёлка»,  Е.Соколова «Зелёная красавица», «Живая ёлочка», А.Часовников «Лесорубы», «Комбинат», «Сплавщики»,Э.Блайтон «Что такое лес?»;   «Растение - земли  украшение»(пословицы и поговорки о лесе), «Лес, точно терем расписной…»- поэзия знаменитых  писателей о лесе, загадки о лесе.
 Просмотр мультфильмов: «Под грибком», «Два клёна» , «Чьи шишки в лесу?» , «Теремок», «Как стол несли», «Чудо-дерево», «Русские потешки», «Золотая липа», «Дерево с золотыми яблоками», «Знакомые нашей ёлки», «Жило-было дерево»,просмотр документальных фильмов о лесе

 Слушание музыки: «Голоса осеннего леса», «Звуки леса»
Прослушивание муз.композиций: музыка леса, пение птиц, мелодии природы
Рассматривание картин: «В осеннем лесу», «Семья ежей», И.И.Шишкин «Утро в сосновом бору», «Дождь в дубовом лесу», «Зима в лесу», В.Поленов «Золотая осень», А.Куинджи «Берёзовая роща»,
Музыкальная деятельность
- Хороводы: «За грибами в лес пойдем» (используется мелодия хоровода «По малину в сад пойдем») , «Во поле берёза стояла», «Берёза белоствольная», «В золоте берёзонька»(слова и музыка Г.Вихарёвой), «Ай, да берёзка»(музыка Т.Попатенко)
-«Во поле берёза стояла» русская народная песня - девичий хоровод  с ленточками
-Заучивание песен о деревьях
-Слушание «Ах ты, берёза» Раухвергера, «Во поле берёзонька стояла»

-
Работа с родителями:
- Консультация для родителей и педагогов: «Лечебное воздействие звуков леса»;
- подготовлена информационная консультация «Ядовитые и съедобные грибы»
- участие родителей в сборе природного материала.
- выставка поделок из природного материала родителей с детьми.
-подготовить сообщения-книги о деревьях, кустарниках, ягодах, грибах, птицах, животных ( изготовить своими руками  то, о чём или о ком будут рассказывать дети)
-рекомендации:
-читать дома детям литературные произведения о лесе
-загадывать детям загадки о деревьях, лесных обитателях
-составлять вместе с ребёнком описательные загадки о деревьях, животных леса
-рассматривать и читать энциклопедии
Работа с детьми по образовательным областям:
Познание Ознакомление с окружающим: Царство растений «Грибы», «Деревья», «Ягоды».
Экскурсии, целевые прогулки: «В Ботанический сад», «К березе».
Наблюдения: сосна и ель (шишки, ветки, какой бывает мох в лесу, съедобные и ядовитые грибы, березовый гриб (чага))
Коммуникация    Беседы: “Почему мы с лесом дружим ,для чего он людям нужен? ”, “Как растут деревья”, “Кому нужны деревья в лесу”, “Лес- многоэтажный дом”, «Этого не следует делать в лесу», «Как дерево дышит, питается и растёт», «Как лесник заботится о лесе», «Зачем пилят деревья?»
Рассматривание иллюстраций.
Загадки о деревьях.
Кроссворды о деревьях, грибах, ягодах, насекомых, деревьях
Заучивание стихов
Драматизация сказки В. Сутеева «Под грибком», «Мешок яблок»

Физическая культура:
 п/и:  «У медведя во бору», «Хитрая лиса», «Волк в кругу», «Что я за зверь?», «На лесной опушке собрались зверушки», «Цветы и дождик», «Волки и зайцы», «Охотники и звери», «Стая птиц», «Беги к берёзе», «Кто больше соберёт грибов?», «В лесу», «Деревья»
физкультминутки: «Ветер старый клён качает», «Здравствуй лес, волшебный лес», «А в лесу растёт черника», «Бабочка», «Белки», «Ветер», «Ветер старый клён качает»
   
Игры с мячом «Съедобные - несъедобные грибы»,
«Назови себя по цвету шапочки»
Здоровье   Беседы: «Съедобные и ядовитые грибы»,
«Чистый воздух»
Социализация    Дидактические игры «Четвертый лишний», «Слушай не зевай», «Лиственное или хвойное»,  «Собери грибы в корзинку», (ботаническое лото), «Ягоды, грибы», «Угости белочку орешком», «Кто подал голос?», «Где чей домик?», «С какого дерева лист?», «Назови дерево», «Составь натюрморт», «Что где растёт?», «Составь картинку»(лес в разные времена года),  «Третий лишний»,  «Чья  тень?», «С какой ветки детки?», «Природа- наш друг»,
Труд  Заготовка природного материала: листьев для гербария, веток, листьев, плодов для игр и поделок.
Безопасность  Беседа: «Как вести себя в лесу», «Правила поведения в лесу»
Продуктивная деятельность  Аппликация  «Панно из осенних листьев», лепка «Гриб-боровик», аппликация «Грибы»,  рисования «Осенний лес», конструирование;  «Грибы», изготовление поделок из природного материала.
Совместная деятельность: поделка из природного материала «Чудесный лес»
Музыка Звуки окружающего мира: «Звуки осеннего леса 2,
«Шум в лесу»   
ИТОГ:
Выставка поделок из природного материала. Беседы: Правила поведения в лесу! Берегите леса, берегите от пожаров, от злых людей!
Сберегите леса для животных, ведь без леса им не прожить.
Окружите леса заботой, птицы гнезда там будут вить.
Царство грибов. Кому польза, кому вред, от ядовитых грибов.
Это наше с вами родное, это наша родная земля.
Сберегите леса! Сохраните! – Не устанем мы говорить.
Берегите леса! Сохраните! – В этом мире потомкам жить!


Комментариев нет:

Отправить комментарий